Описание электроблока
© Чиф
Когда на втором году у моей УАЗки начались глюки электрики из-за ухудшившихся контактов проводки (скачки напряжения, потери в цепях и т.д.),
я решил кардинально решить проблему. При этом следовал принципу - ВСЕ силовые цепи должны быть защищены предохранителями, длина силовых проводов должна быть минимальна,
управление потребителями должно осуществляться современными удобными многофункциональными переключателями.
Исходя из этого, вырисовалась конструкция - пластина текстолита 30*20 см, к которой подводится мощный силовой провод сечением 10 мм2 от генератора и АКБ.
Провод сажается на болт, к которому также прикручивается "паук" - в клемму одновременно запаяны 14 проводов сечением 2.5 мм2 каждый. Провод данного сечения позволяет
пропускать ток около 40 А - вполне достаточно для любого потребителя (лебедка не в счет).
На пластине в три ряда закреплены биметаллические многоразовые предохранители на различные токи (10,15,20 и 30 А).
Вдоль верхнего края текстолитовой пластины расположены колодки-держатели реле (они сейчас есть в продаже - самостыкующиеся в ряд). Их можно разместить до 20 штук.
Все штеккеры и наконечники на проводах пропаяны, а штеккеры "зажаты" для плотного вхождения.
Таким образом, все силовые цепи управляются через реле - наиболее современный способ. При использовании добротных реле проблем с контактами не возникает.
Управление производится малыми токами, что позволяет использовать любые понравившиеся переключатели. Кроме того, нет необходимости вести толстый жгут проводов к водителю и обратно.
Теперь о устройстве блока. Принципиальная схема приведена на рисунке, краткое описание разводки - в таблице:
- Предохранитель № 1 защищает цепь противотуманных фар и "люстры", само
управление которыми осуществляется с помощью реле №1 и 2, путем подачи на них сигнала положительной полярности на клеммы 1 и 2 колодки 0Х4. Силовой выход - клеммы 1, 5 и 2, 6 колодки 0Х8.
- Предохранитель № 2 защищает цепь ближнег освета, само управление которым
осуществляется с помощью реле №3, путем подачи на него сигнала положительной полярности на клемму 3 колодки 0Х4. Силовой выход - клеммы 3, 7 колодки 0Х8.
- Предохранитель № 3 защищает цепь дальнего света, само управление которым
осуществляется с помощью реле №4, путем подачи на него сигнала положительной полярности на клемму 4 колодки 0Х4. Силовой выход - клеммы 8, 4 колодки 0Х8.
- Предохранитель № 4 защищает цепь:
- звуковых сигналов, само управление которым осуществляется с помощью реле №5, путем подачи на него сигнала отрицательной полярности (с кнопки руля) на клемму 5 колодки 2Х8. Силовой выход - клемма 1 колодки 2Х4.
- аварийной сигнализации, постоянный "+", выход на клемму 3 колодки 1Х8.
- Предохранитель № 5 защищает цепь отопителя, само управление которым
осуществляется с помощью реле №6, путем подачи на него сигнала положительной полярности при включении зажигания на клемму 2 колодки 2Х8. Силовой выход - клемма 1 колодки 2Х4. Т.о. при включении зажигания становится возможно включение отопителя.
- Предохранитель № 6 защищает цепь:
- генератора, РР, приборов , включение бензоклапанов. Управление осуществляется с помощью реле №8, путем подачи на него сигнала положительной полярности при включении зажигания на клемму 2 колодки 2Х8. Силовой выход - клемма 2, 3 колодки 0Х6 и клеммы 1 колодки 1Х8.
- бензоклапанаов, реле их переключения № 13 управление которым осуществляется путем подачи или снятия напряжения отрицательной полярности на клемму 4 колодки 2Х8. Силовой выход - клеммы 1 и 2 колодки 0Х2 для включения клапанов левого и правого баков.
- Предохранитель № 7 защищает цепь обогрева заднего стекла и подогрева
зеркал. Управление осуществляется с помощью реле №9, путем подачи на него сигнала положительной полярности на клемму 3 колодки 2Х8. Данный сигнал должен подаваться при включенном зажигании. Силовой выход - клемма 2 колодки 1Х8 и клемма 6 колодки 1Х6 .
- Предохранитель № 8 защищает цепь тормозных огней, подкапотной лампы,
переноски и прикуривателя. Силовые выходы - клемма 1 колодки 3Х8, клемма 1 колодки 2Х2, клемма 4 колодки 0Х6.
- Предохранитель № 9 защищает вентиляторы двигателя. Управление
вентиляторами осуществляется с помощью трех реле - № 10, 14, 15. Они осуществляют двухступенчатое включение вентиляторов. При подаче сигнала отрицательной полярности на клемму 7 колодки 2Х8 вентиляторы включаются последовательно и вращаются на ? мощности. При подаче сигнала отрицательной полярности на клемму 8 колодки 2Х8 вентиляторы включаются параллельно на полную мощность.
Силовые выходы - клемма 2,3,4 колодки 2Х4.
- Предохранитель № 10 защищает цепь коммутатора, ЭПХХ, указателей поворота
и фонарей заднего хода. Управление осуществляется с помощью реле №7, путем подачи на него сигнала положительной полярности при включении зажигания на клемму 2 колодки 2Х8. Силовые выходы - клемма 4, 5, 6 колодки 1Х8, клемма 5, 6 колодки 0Х6.
- Предохранитель № 11 защищает цепи ключа зажигания . Силовые выходы -
клемма 7, 8 колодки 1Х8.
- Предохранитель № 12 защищает цепи радиооборудования. Силовые выходы -
клемма 1, 2 колодки 1Х2, клемма 2 колодки 3Х8.
- Предохранитель № 13 защищает цепи габаритных огней, освещения приборов,
задней ФПТ и управления светом. Силовые выходы - клемма 3 колодки 3Х8.
- Предохранитель № 14 защищает цепи стеклоочистителей и стеклоомывателей
(переднего и заднего), фароочистителя и плафонов салона.
Питание на стекло- и фароочистители осуществляется с помощью реле №11, путем подачи на него сигнала положительной полярности при включении зажигания на клемму 2 колодки 2Х8. Силовые выходы - клеммы 4, 5 колодки 3Х8, клемма 3 колодки 1Х6.
На плафоны подается постоянный "+" для включения "местным" тумблером (клемма 6 колодки 3Х8 и клемма 4 колодки 1Х6) и автоматическое включение через реле № 12 при открывании дверей (через концевики дверей). Управление осуществляется путем подачи на реле сигнала отрицательной полярности на клемму 6 колодки 2Х8. Силовые выходы - клемма 5 колодки 1Х6.
наверх