Мосты автомобилей УАЗ. Подшипниковые шкворни
© Андрей Зубов aka Levsha
- пока без рисунков -
Необходимые оговорки и предупреждения
- Ни в коей мере не претендую на авторство идеи, так как она далеко не нова, моим является только воплощение.
- На настоящий момент шкворни эксплуатируются на автомобиле УАЗ-452Д (он же УАЗ-3303, он же "головастик") с обычными мостами. Об установке в военные (редукторные) мосты будет написано ниже.
- Самое главное. Поскольку деталь является частью узла, имеющего прямое отношение к рулевому управлению, переделка которого запрещена ПДД и абсолютно не приветствуется ГИБДД, каждый, пожелавший воспроизвести нижеописанное, должен отдавать себе отчет о возможных последствиях.
Описание
Как видно из рисунка, деталь состоит из четырех частей: верхней, нижней, шайбы и подшипника, расположенного посередине (по сути дела, это тот же шкворень, только с подшипником внутри).
Подшипник выбран конический, для того, чтобы обеспечить необходимое постоянное (с учетом износа) осевое натяжение шкворня.
Основное назначение шайбы - обеспечить снятие подшипника.
В верней части, кроме отверстия под штифт, имеются два отверстия с резьбой, через которые выпрессовывается обойма подшипника.
В нижних крышках просверлены и нарезаны отверстия под пресс-масленки.
Размеры * точатся с припуском 2-3 сотки на посадку (предварительно замерьте свои размеры).
Подшипник - ступичный наружный от ЗАЗ 965А номер 7203.
Детали узла выточены из шкворней ЗИЛ-130 или городских автобусов ЛИАЗ (из одного ЗИЛовского получается два УАЗовских). Первоначально шкворни отпускаются для обработки, а затем полученные детали закаливаются до первоначального состояния. Шайба и штифт точатся из стали марки 40Х.
Сборка и установка
Сложность установки заключается в запрессовке нижних частей в шаровую опору поворотного кулака (ШОПК).
Подсборка: в верхнюю часть запрессовывается обойма и штифт, на нижнюю напрессовывается подшипник (предварительно подложите под него шайбу).
Установка в колхозные мосты
- разбираем узел (снимаем колесо, тормозной барабан, ступицу, пыльник ступицы, тормозной щит с колодками и цилиндрами, цапфу и вытаскиваем ШРУС);
- снимаем узел с моста;
- снимаем сальники поворотного кулака (ПК);
- отворачиваем крышки шкворней и выпрессовываем шкворни;
- выпрессовываем втулки шкворней из ШОПК,
- вставляем ШОПК в корпус ПК, совмещаем отверстия и через бронзовую выколотку легкими ударами молотка сажаем одну нижнюю часть шкворня (предварительно подставив под нижнюю часть ШОПК деревянный брусок);
- проделываем вышеописанную операцию для другой стороны (при этом стараясь не повредить подшипник первой нижней части);
- набиваем подшипники смазкой;
- совмещаем штифты и отверстия в крышках под них, слегка затягиваем болты/гайки крышек;
- крепим собранный узел к мосту;
- затягиваем болты/гайки крышек (равномерно с обеих сторон) до определенного момента, поворачивая при этом корпус ПК, чтобы распределились ролики в подшипнике;
- щупами замеряем расстояние между плоскостью на ПК и нижним концом крышки;
- по результатам замеров набираем пакет прокладок;
- набранные прокладки устанавливаем под крышки и окончательно собираем узел.
Установка в военные мосты
Первоначально в военные мосты шкворни этой конструкции не устанавливались по двум причинам:
1) более высокой нагрузкой на шкворень, обусловленной бОльшими, нежели в колхозных мостах, плечом обкатки и силой, приложенной к этому плечу (из-за бортовой передачи), и
2) отсутствием приспособления для установки/съема. Для написания этого материала, основываясь на почти годичном опыте эксплуатации и изготовив приспособления, произведена установка подшипниковых шкворней в военные мосты.
Поскольку в военных мостах нет возможности вынуть ШРУС (что еще больше усложняет установку), необходимо дополнительно изготовить
две пластины размерами с крышки шкворней (подойдут старые крышки), в которых отверстия под пресс-масленки рассверливаются и нарезается резьба М12 для установки (для съема сверлится отверстие 10 мм) и
подобрать два болта М10 разной длины и болт М12.
- разбираем узел (снимаем колесо, тормозной барабан, ступицу, пыльник ступицы, цапфу, тормозной щит с колодками и цилиндрами и бортовую передачу);
- снимаем узел с моста;
- снимаем сальники ПК;
- отворачиваем крышки шкворней и выпрессовываем шкворни;
- снимаем корпус ПК вместе с ШРУС;
- выпрессовываем втулки шкворней из ШОПК;
- вставляем ШОПК в корпус ПК, совмещаем отверстия в одно вставляем старый шкворень (для центровки);
- вставляем нижнюю часть в ШОПК, приворачиваем пластину с резьбой М12 болтами крышки (подложив между пластиной и плоскостью ПК гайки или втулки для обеспечения зазора примерно 10-15 мм, чтобы видеть процесс);
- заворачивая болт М12 в пластину и центруя его при этом в нижней части устанавливаемого шкворня, сажаем деталь на место;
- набиваем подшипник смазкой;
- совмещаем штифт и отверстия в крышке под него, слегка затягиваем болты/гайки крышек;
- переворачиваем, извлекаем старый шкворень;
- повторяем вышеописанные операции для другой стороны;
- крепим собранный узел к мосту;
- регулировка аналогична регулировке для колхозных мостов.
Этот способ установки подойдет и для колхозных мостов с учетом первоначальной разборки узла.
Разборка
Вариант для военных мостов (для колхозных по аналогии). Описанный способ подойдет и для разборки узла с обычными шкворнями (в скобках).
- разбираем узел (снимаем колесо, тормозной барабан, ступицу, пыльник ступицы, цапфу, тормозной щит с колодками и цилиндрами и бортовую передачу);
- снимаем узел с моста;
- отворачиваем крышки шкворней и выпрессовываем верхние части шкворней (шкворень), для чего:
- приворачиваем пластину с отверстием 10 мм болтами крышки (подложив между пластиной и плоскостью ПК гайки или втулки для обеспечения зазора примерно 20-25 мм - чтобы вышел шкворень);
- короткий болт М10 через пластину заворачиваем в верхнюю часть (в шкворень), выпрессовывая его таким образом;
- длинным болтом М10 повторяем вышеописанную операцию для нижней части шкворня (ШОПК можно подклинить со стороны сальников, вставив деревянный клин между корпусом ПК и ШОПК);
- повторяем две (одну) предыдущие операции для другого шкворня.
наверх