НЕ "ТОСОЛОМ" ЕДИНЫМ...

Сколько типов охлаждающих жидкостей можете вы припомнить? От силы три, ну четыре: воду, этиленгликолевый антифриз без присадок, почти уже ставший именем нарицательным "Тосол" и, пожалуй, "Лену". Между тем за рубежом их выпускают великое множество. Сегодня эти препараты стали появляться и на прилавках отечественных магазинов. Какой купить? Не вдаваясь в сложные химические формулы, познакомим читателей с основными разновидностями охлаждающих жидкостей из-за рубежа.

Для примера рассмотрим ряд автомобильных антифризов признанного лидера американского рынка компании – "Престон" (Prestone). Хотя, конечно, одним этим именем предложения не исчерпываются. В продаже можно встретить охлаждающие жидкости "Castrol", "Mobil", "Texaco", "Unocal-76", "Motul" и других западных производителей. Но именно "Престон" поставляет в Россию самую широкую гамму продукции. Отметим также, что обычно зарубежные составы, в отличие, скажем, от нашего "Тосол А40-М", – это упаковки с концентратом.

Своеобразная визитная карточка любой компании – наиболее совершенный, а потому и дорогой антифриз. В нашем случае – Prestone antifreeze/coolant. Его основа та же, что и у других охлаждающих жидкостей, – этиленгликоль. Отличие – современный, хорошо сбалансированный пакет присадок, рецептура которого, разумеется, запатентована. Препарат великолепно защищает от коррозии детали системы охлаждения из любых металлов, включая алюминий. По этому параметру он соответствует всем ныне действующим стандартам SAE и ASTM или же превосходит их. При содержании 40% концентрата "Престон" в водном растворе температура кипения полученной охлаждающей жидкости +106 С, температура начала кристаллизации –24,4 С; при 50%: +108 С и –36,8 С; при 60%: +111 С и –53,3 С соответственно. Отметим: температура кипения замерена при атмосферном давлении, а значит, в современных системах охлаждения закрытого типа она будет существенно выше.

Следующий продукт – Extended Life 5/100. Эта новейшая разработка – штрих к воплощению концепции необслуживаемого автомобиля. Особенность данного антифриза – повышенный срок службы. Вспомните, наш "Тосол" нужно менять раз в три года или после 60 тысяч километров пробега – в зависимости от того, что произойдет раньше. Продолжительность эксплуатации американского долгожителя зашифрована в названии – пять лет или 100 тысяч миль (приблизительно 160 тысяч километров) пробега! Есть у препарата и другие достоинства. Он также защищает от коррозии большинство металлов – медь, сталь, чугун, латунь, алюминий и, кроме того, совместим (то есть допускает разбавление) с любыми антифризами других марок.

Еще одна вариация на тему "антифриз будущего" – препарат Low tox пониженной токсичности. Здесь вместо этиленгликолевой основы, печально известной своей способностью вызывать даже летальные исходы, применен куда менее ядовитый пропиленгликоль. При попадании в организм он существенно безопаснее своих аналогов как для людей, так и для животных. Правда, за это приходится расплачиваться чуть сниженными показателями температур кипения и начала кристаллизации: +105 С и – 32,2 С при разбавлении водой на 50%. Что, согласитесь, не столь существенно. Зато остальные параметры отвечают весьма жестким современным стандартам.

Перечисленные жидкости рекомендуют применять в системах охлаждения легковых автомобилей, пикапов, микроавтобусов и небольших грузовиков. Специально для тяжелой техники разработан Heavy Duty Antifreeze/coolant. Он не содержит силикатов и фосфатов, пакет присадок адаптирован для применения в мощных дизельных двигателях. Препарат принят практически всеми американскими производителями тяжелых грузовиков, магистральных тягачей и силовых агрегатов к ним: "Дженерал моторс", "Форд", "Кенворт", "Петербилт", "Фретлайнер", "Мак", "Уайт", "Камминс", "Детройт Дизель".

Может быть, вы слышали что-нибудь об антифризах, вообще не предназначенных для двигателей внутреннего сгорания? Prestone-RV – один из них. Его задача – консервация на зимнее время систем водопровода и канализации прицепов-дач, кемперов, летних домиков, а также водных транспортных средств. Этот состав поступает в продажу готовым к употреблению и не нуждается в разбавлении водой. Температура начала кристаллизации у него всего –14 С, но, даже потеряв подвижность, он защищает трубы из любого материала от разрыва до –45 С. А кроме того, предотвращает коррозию металла и безвреден для пластмассовых деталей.

Наряду с охлаждающими жидкостями "высшего эшелона" стоимостью от 60 тысяч рублей за 4 литра концентрата, существуют и более дешевые массовые – ориентировочно от 45 тысяч. Но это вовсе не означает, что они низкого качества. Кстати, среди них тоже наметилась специализация в сфере применения. Например, в семействе Prime два состава. Первый, All vechicles – универсальный, пригоден для круглогодичного использования в системах охлаждения любого автомобильного транспорта (как у нас "Тосол"), второй, Summer coolant ориентирован в основном на летнюю эксплуатацию (при высоких температурах) только в двигателях легковых автомобилей, пикапов, микроавтобусов, легких грузовиков, хотя и допускает применение в холодное время года. Или, скажем, всесезонные антифризы Celsius. Один – типичный "легковой", другой – универсальный, вполне пригодный для тяжелой техники, тракторов и магистральных тягачей.

Как видите, альтернатив "Тосолу" много. К сожалению, славный отечественный продукт порой грешит нестабильностью. Свойства "Тосола" весьма зависят от завода-изготовителя и порой меняются от партии к партии. Встречаются также откровенные подделки. Действительно фирменные антифризы этих недостатков лишены. А чтобы приобрести нужный, достаточно, вспомнив школьный курс английского, внимательно изучить этикетку на канистре. Западные производители, как правило, педантичны – в инструкции напишут назначение, область применения и даже приведут таблицу для разбавления концентрата водой под конкретные условия эксплуатации.

Вадим КРЮЧКОВ


Web-сервер "За рулем"
Материалы сервера могут быть использованы только с разрешения ОАО "За рулем"
© 1997-98 All rights reserved

 

Hosted by uCoz