НЕ ИЗ РОБКОГО ДЕСЯТКА
Десять "тосолов" и антифризов согласились принять участие в нашем
тесте... А что им, собственно, оставалось?
Не так уж и давно, в одна тысяча девятьсот девяносто восьмом году,
шесть охлаждающих жидкостей, именовавших себя "тосолами" и антифризами,
заложили традицию тестов означенных препаратов (ЗР, 1998, № 7). Была среди
той дружины пара отечественных образцов, был и квартет иностранцев.
Проверка состоялась строгая. Проверяли щелочность, коррозионную активность
по отношению к российским конструкционным материалам, наконец, лояльность
к резинотехническим изделиям – тоже российским. Отечественные "тосолы"
пытались в том бою стоять насмерть и в части бережного отношения к
конструкционным материалам случалось преуспевали. Иностранные интервенты
вели себя странно. То нули показывали в графе "коррозия", то вдруг напрочь
отказывались удовлетворять какому-нибудь российскому требованию –
щелочности например. Будто намекали, что большой срок службы определяется
у них совсем не запасом щелочности, а чем-то иным. Да, много
этиленгликоля с тех пор утекло. Пора посмотреть, что предлагают покупателю
сегодня.
Наша
справка ТЕМПЕРАТУРА ЗАСТЫВАНИЯ смеси воды с
этиленгликолем изменяется НЕПРОПОРЦИОНАЛЬНО концентрации последнего. При
увеличении концентрации этиленгликоля с 26 до 66% температура застывания
смеси снижается от минус 10 до минус 68 градусов. Дальнейшее увеличение до
98% приводит к повышению температуры застывания до минус 20оС. Чистый
этиленгликоль замерзает при минус 11,5оС, а закипает при 197оС
(температура кипения "Тосола" А-40М – 108оС). При испарении "Тосола" пары
содержат значительно больше воды, чем этиленгликоля, поэтому в условиях
эксплуатации (при доливе) концентрация этиленгликоля в системе охлаждения
может немного увеличиться. При нагреве до рабочей температуры объем
"Тосола" увеличивается на 6%, зато при застывании почти не меняется.
Поэтому застывание жидкости в системе охлаждения не приводит к ее
"размораживанию".
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ в качестве охлаждающего агента с точки зрения
теплопередачи выгоднее, чем "Тосола", поскольку теплоемкость последнего на
10–15% меньше. Но, помимо высокой температуры застывания и низкой кипения,
вода имеет еще одно неприятное свойство – жесткость (содержит растворенные
соли кальция и магния, вызывающие образование накипи и шлама). Различают
два вида жесткости – временную и постоянную. Они обусловлены присутствием
в воде разных солей. Временная – исчезает после первого закипания воды,
образуя при этом накипь. Постоянная – "переходит в накипь" после испарения
значительной части воды, когда концентрация примесей превышает предел
насыщения. Наименее жесткая вода в природе – атмосферная (дождевая или
снеговая), речная или озерная имеет среднюю жесткость, колодезная или
ключевая – высокую (про морскую и говорить не приходится).
КТО НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ Снискать
любовь читателей попытаются десять образцов: четыре импортных и шесть
наших (см. фото). Трое из четырех пришельцев – концентраты,
предназначенные для разбавления дистиллированной водой. Остальные семеро
участников готовы к употреблению. Претенденты разлиты в разные емкости –
от 1 до 5 л и имеют разный цвет. Кроме привычного синего, есть изумрудный,
бирюзовый, лимонный, оранжевый и ярко-голубой. Красота – великая сила,
даже заливать никуда не хочется, а придется. Не в двигатель, правда, а в
большие пробирки. Чтобы пройти в них изнурительные испытания,
предусмотренные его величеством ГОСТ 28084-89. Но прежде чем перевернуть
песочные часы и сделать отмашку большим красным флагом, давайте
договоримся: отклонениями от требований стандарта мы будем крайне
недовольны, но не станем рассматривать их как преступление против
человечества. Хотя бы потому, что ГОСТ определяет требования к абстрактной
"охлаждающей жидкости", а конкретный "Тосол" выпускается по своим
собственным ТУ, близким к требованиям ГОСТа. С иностранцами – сами
понимаете: выполнят наши нормы ГТО – молодцы, нет – думайте сами... иметь
или не иметь.
Охлаждающая антикоррозионная жидкость "Тосол А-40М
Полярный" торговой марки "ДАВ", ТУ
2422-002-44361940-98, ЗАО "Химпроект", Санкт-Петербург, дата изготовления
– 08.2000. Цена за литр – около 25 руб. РЕЗУЛЬТАТ. Хороший пример для подражания
остальным. По всем показателям ГОСТа, включая температуру начала
кристаллизации, уверенный запас. Цена для российского продукта не самая
низкая, но образец того стоит.
Охлаждающая жидкость ОЖ-40 "Нордикс антифриз", ГОСТ
28084-89, ЗАО "Дизель-НефтеПродукт", Москва, дата изготовления не
обнаружена. Цена за литр – около 30 руб. РЕЗУЛЬТАТ. Качественный продукт в
оригинальной канистре (защита от подделок) с предписанной ГОСТом
температурой начала кристаллизации. Вышел на границу допуска по коррозии
алюминия, но в остальном – полный порядок. Показал очень хорошие
антипенные свойства.
Frostschutz 600, Mobil Schmierstoff Gmbh, Germany,
Hamburg. Цена за литр – около 170 руб. РЕЗУЛЬТАТ. Концентрат, разбавленный 1:1,
показал нормальную плотность, но начал замерзать при минус 36°С. Для
иностранца это нельзя считать проколом – наш ГОСТ на него не
распространяется. В остальном образец легко укладывается в российский
стандарт, а по запасу щелочности перекрывает его более чем вдвое.
ANTI-FREEZE KONZENRAT BIS-75°C, MANNOL SCT Gmbh, Germаny,
Neumunster DEKRA-Norm. Цена за литр – около 90 руб. РЕЗУЛЬТАТ. Концентрат при разбавлении 1:1
почти повторил предыдущего претендента. На один градус раньше замерз, чуть
сильнее пенился (в пределах ГОСТа), в общем, почти такой же.
Охлаждающая жидкость "Consol" "Супер Тосол А-40М",
ТУ 6-15-2007-98, ООО "ВИАЛ-ОЙЛ", Москва, дата изготовления – 11.08.2000.
Цена за литр – около 22 руб. РЕЗУЛЬТАТ. Начал "мерзнуть" при минус 38°С.
Вроде бы лучше, чем два предыдущих иностранца, но этот наш, "советский",
его хочешь не хочешь сравниваешь с ГОСТом. Впрочем, если подойти
философски, для средней полосы России этого хватит с запасом, а с
коррозией и прочим у образца все в порядке. Кстати, цена – невысокая.
ANTI-FREEZE, Valvoline International, European Division,
The Netherlands, British Standart 6589, AFNOR 15601, ASTM D-3306, CUNA,
O-NORM. Цена за литр – около 125 руб. РЕЗУЛЬТАТ. Концентрат, разбавленный 1:1,
показал температуру начала кристаллизации минус 36°С – самую низкую
(холодную) среди концентратов. В активе высокая щелочность – по этому
показателю разделил первое место с "Мобилом". В пассиве – повышенная
коррозия припоя. Если бы все в России ездили на иномарках, этого можно
было не заметить, а так, увы.
"Тосол-север-40", ТУ 2422-001-49407210-99, ООО
"Гелена-Авто", Москва, дата изготовления не обнаружена. Цена за литр
– около 17 руб. РЕЗУЛЬТАТ.
Самая высокая (теплая) среди отечественных "тосолов" температура начала
кристаллизации – минус 33°С. Это, правда, не означает, что продукт плохой.
По коррозионной активности он показал лучшие результаты из всех десяти
образцов, а по щелочности занял первое место из соотечественников. Цена –
невысокая.
Охлаждающая жидкость "Тосол А-40М", ТУ
2422-001-50161748-99, Московская обл., Балашиха, ООО "Технохим", дата
изготовления не обнаружена. Цена за литр – около 17
руб. РЕЗУЛЬТАТ. Показал
три результата хуже предусмотренных ГОСТом. Температуру начала
кристаллизации и начала перегонки, а также щелочность. Кроме первого
показателя, с которым и у конкурентов дела плохи, по вторым двум
отклонения минимальны. Не исключено, что кто-то из автолюбителей
"минимальные" отклонения простит.
Антифриз Fluidelf, ELF LUBRIFIANTS,
Франция-Бельгия. Цена за литр – около 60 руб. РЕЗУЛЬТАТ. С иностранца, конечно, взятки
гладки, но все же: температура застывания – минус 32, щелочность – 5 (наш
ГОСТ требует 10). Ах да, в графе "коррозия стали" нули (!). Как его
оценить? Для иномарок, эксплуатируемых в средней полосе, наверное,
подойдет. А может, и для "жигулей"? Кстати, для иностранца – недорог.
"Тосол ОЖ-40", ТУ 2422-001-40087732-97, ООО "Компания
МИРУС", Москва, дата изготовления не обнаружена. Цена за литр –
около 13 руб. РЕЗУЛЬТАТ.
Не вливай, убьет! Единственный из участников теста, показавший
тридцатикратное (!) превышение допустимой коррозионной активности (к
алюминию) и чрезвычайно низкую щелочность. По мнению экспертов, к
двигателю эту гремучую смесь нельзя подпускать за версту. А лучше – за
две!
ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН Людям, не
желающим себя отягощать лишними знаниями, предлагаем обратить внимание на
шесть основных свойств охлаждающих жидкостей (далее ОЖ). Плотность
косвенно скажет нам о соотношении этиленгликоля и воды: чем она больше,
тем ОЖ концентрированней. Температуру начала кристаллизации комментировать
не будем. Третий палец загнем на слове "коррозия". Здесь (см. таблицу)
напротив каждого образца увидим по шесть цифр. Они показывают коррозионную
активность жидкости по отношению к одному из конструкционных материалов.
Четвертый показатель – вспениваемость; характеризуется объемом
образующейся пены (чем больше, тем хуже) и ее устойчивостью в секундах
(больше – опять же, хуже). Следующий показатель, на который следует
обратить внимание, – набухание резины (в процентах). А замыкает таблицу
щелочность. Она характеризует запас работоспособности продукта. Чем больше
значение, тем дольше "Тосол" или антифриз будет способен нейтрализовывать
кислоты, неизбежно образующиеся в процессе эксплуатации. Попробуем
оценить общие результаты. Девять ОЖ из десяти – качественные продукты,
пригодные к работе в вашем автомобиле. Кто-то справится с этим лучше,
кто-то – хуже (см. таблицу и подписи к фото). Но еще один гость теста...
Имеет щелочной запас в три с лишним раза меньше, чем требует ГОСТ (это еще
мелочи), вызывает почти в восемь раз большую коррозию припоя, чем положено
(это тоже цветочки), и более чем в 30 раз (!) превышает требование
стандарта по коррозии алюминия! Того самого, из которого делают радиаторы
многих отечественных машин. Кто не прочувствовал с первого раза, повторяем
еще: в 30 (тридцать) раз! Какого срока службы вы хотите от радиатора?
Попробуйте поделить на 30. Теперь к кондиционным образцам. Основной
параметр, отличающий их друг от друга, – температура начала кристаллизации
(проще говоря, температура замерзания). Лучший результат – минус 44
градуса, худший – минус 32. У готовых жидкостей побольше, у концентратов,
разведенных дистиллированной водой в соотношении 1:1, поменьше. Отметку
минус 40 покорили двое. Остальных ругать не будем – они и не обещали
соответствовать ГОСТу – только ТУ. Надеемся, читатель сам расставит
приоритеты. Кого-то выберет для себя, с кем-то попрощается. Возможно, до
следующего теста. Р.S. Мы сочли некорректным хвастать лишний раз
достоинствами собственного продукта – антифриза "За рулем". Однако все
желающие могут сравнить его с участниками теста сами – результаты
испытаний антифриза "За рулем" были опубликованы в ЗР, 1999, № 10. Там же
приводятся данные по шести другим продуктам, проверенным два года назад
(ЗР, 1998, № 7).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ |
Показатель |
Норма по
ГОСТ 28084-89 |
"Тосол
А-40М Полярный" |
ОЖ-40
"Нордикс антифриз" |
Frostschultz 600* |
ANTI-FREEZE KONZENTRAT BIS-75oC* |
"Consol"
"Супер Тосол А-40М" |
Плотность, г/смз |
1,065-1,085 |
1,078 |
1,076 |
1,077 |
1,077 |
1,074 |
Температура начала кристаллиз.,
оС |
Не выше -40 |
-44 |
-40 |
-36 |
-35 |
-38 |
Температура начала перегонки,
оС |
не ниже 100 |
101 |
101 |
100 |
100 |
100 |
Коррозионное воздействие на металлы,
г/м2·сут медь М1 припой ПОС 40-2 латунь
Л63 сталь 20 чугун СЧ 24-44 алюминий АЛ 9 |
не более 0,1 не более
0,2 не более 0,1 не более 0,1 не более 0,1 не
более 0,1 |
0,01 0,01 0,01 0,01 0,03 0,05 |
0,04 0,12 0,1 0,01 0,05 0,1 |
0,01 0,13 0,02 0,07 0,05 0,01 |
0,01 0,08 0,01 0,01 0,01 0,01 |
0,01 0,05 0,02 0,01 0,03 0,03 |
Вспениваемость: объем пены,
смз устойчивость пены, с |
не более 30 не более
3 |
20 2 |
15 2 |
20 2 |
25 3 |
20 2 |
Набухание резины марки 57-7011,
% |
не более 5 |
0,9 |
0,5 |
0,3 |
0,4 |
0,8 |
Водный показатель (pH) |
7,5-11,0 |
7,93 |
7,52 |
7,68 |
7,76 |
7,62 |
Щелочность, смз |
не менее 10 |
12 |
12 |
22 |
21 |
11 | |
Показатель |
Норма по
ГОСТ 28084-89 |
ANTI-FREEZE Valvoline* |
"Тосол- Север-40" |
"Тосол А40М" |
Fluidelf |
"Тосол ОЖ-40" |
Плотность, г/смз |
1,065-1,085 |
1,075 |
1,068 |
1,079 |
1,066 |
1,080 |
Температура начала кристаллиз.,
оС |
Не выше -40 |
-36 |
-33 |
-34 |
-32 |
-35 |
Температура начала перегонки,
оС |
не ниже 100 |
100 |
100 |
99 |
100 |
100,5 |
Коррозионное воздействие на металлы,
г/м2·сут медь М1 припой ПОС 40-2 латунь
Л63 сталь 20 чугун СЧ 24-44 алюминий АЛ 9 |
не более 0,1 не более
0,2 не более 0,1 не более 0,1 не более 0,1 не
более 0,1 |
0,01 0,38 0,02 0,01 0,07 0,02 |
0,01 0,01 0,01 0,01 0,03 0,03 |
0,03 0,01 0,03 0,01 0,01 0,04 |
0,01 0,05 0,01 0,00 0,01 0,03 |
0,03 1,55 0,04 0,07 0,1 3,1 |
Вспениваемость: объем пены,
смз устойчивость пены, с |
не более 30 не более
3 |
25 2 |
15 2 |
15 2 |
30 3 |
20 2 |
Набухание резины марки 57-7011,
% |
не более 5 |
0,4 |
0,3 |
1,1 |
1,2 |
0,2 |
Водный показатель (pH) |
7,5-11,0 |
7,50 |
7,85 |
8,71 |
8,2 |
8,6 |
Щелочность, смз |
не менее 10 |
22 |
17 |
9 |
5 |
3 |
* Разбавлен в объемном
соотношении 1:1 дистиллированной водой с pH = 5,5 по ГОСТ
6709-72. | |
Федор МАСЛОВ Фото Владимира Князева и
Алексанлра Будкина |