Аккумсервис ЛТД

Фрагменты из разных статей об аккумуляторах

  Проверка аккумулятора

Необходимо выяснить, хватает ли энергии аккумулятора для вращения стартера с необходимой скоростью. Перед включением стартера следует включить плафон освещения салона. Если при повороте ключа в положение "стартер" лампочка в плафоне погаснет (погаснут и все светящиеся табло на щитке приборов), это значит, емкости аккумулятора для запуска двигателя не хватает. Учтите, что напряжение, питающее все системы искрообразования, в этот момент также "гаснет". Конечно, если у вас есть ареометр и нагрузочная вилка, диагноз состояния аккумулятора можно поставить более точно. Но на практике достаточно при включенном плафоне освещения салона включить фары. Если вы заметите снижение яркости плафона, то снимайте аккумулятор и несите его на обслуживание аккумуляторщику. Однако известен случай, когда яркость свечения лампочек при включении стартера практически не изменялась, а стартер с трудом проворачивал двигатель. Это было связано с тем, что, хотя аккумулятор был новый (отечественный, кстати) и хорошо заряжен, но в одной его банке произошло короткое замыкание. В итоге аккумулятор уверенно выдавал 10 вольт во всех режимах. По яркости лампочек нельзя заметить низкое напряжение питания, а стартеру десяти вольт было явно мало.

 

  О промышленных стандартах  DIN  и  SAE
      (Взято с http://www.n-t.org/tp/ie/saae.htm)

Все предприятия в Европе и значительная их часть в Азии руководствуются промышленным стандартом Германии DIN 43 539, регламентирующим основные технические параметры и методы испытаний стартерных аккумуляторных батарей. Для стартерных аккумуляторов стандарт DIN определяет два основных параметра:

  • номинальную емкость С20;

  • тестовый ток холодного разряда IP при температуре электролита –18°С.

Тестовый ток холодного разряда выбирается из условия разряда батареи до напряжения 9 В за 30 секунд. Индекс 20 в обозначении номинальной емкости означает емкость аккумулятора для режима 20-часового разряда.

Номинальная емкость С20 определяется при 20-часовом режиме разряда и измеряется в ампер-часах (см. гл.2 книги «Батарейки и Аккумуляторы»). Для батарей европейского производителя, например, с номинальным напряжением 12 В и C20 = 55 Ач время разряда током I = С20/20 = 2,75 A до напряжения 10,75 В составит более 20 часов. Тестовый ток холодного разряда такой батареи IP = 255 А за 30 секунд разрядит заряженную батарею до напряжения 9 В.

Батареи американских производителей выпускаются и испытываются по требованиям американского стандарта SAE J 537. Он также нормирует два основных параметра:

  • резервную (номинальная) емкость CP;

  • тестовый ток холодного разряда ICC при температуре электролита –18°С.

Резервная емкость CP, независимо от емкости и назначения батарей, американского производителя определяется временем разряда в минутах при токе 25 А. Тестовый ток холодного разряда ICC при температуре электролита –18°С – это величина разрядного тока, при которой после 30 секунд разряда напряжение батареи будет не ниже 7,2 В.

Значение напряжения, резервную емкость и тестовый ток холодного разряда производители наносят на корпус батареи. На корпусе аккумуляторов присутствуют общепринятые мнемонические обозначения (см. гл. 2).

Пересчитать основные параметры стандартов DIN 43 539 и SAE J 537, для выбора эквивалентной замены аккумулятора, позволяют приведенные ниже формулы.

Для пересчета основных параметров европейского в американский стандарт:

ICC = 1,87 х IP.

CP = 1,58 х С20;

для пересчета основных параметров американского в европейский стандарт:

IP = 0,534 х ICC.

С20 = 0,633 х CP.

Например, аккумулятору с тестовым током холодного разряда IP = 255 А (по DIN 43 539) будет соответствовать тестовый ток холодного разряда ICC = 255 х 1,87 = 477 А (по SAE J 537). А батарее емкостью С20 = 55 Ач будет соответствовать резервная емкость CP = 87 мин.

В условном обозначении типа отечественных и ряда зарубежных аккумуляторов приводится номинальная емкость, т.е. емкость при нормальных условиях разряда (при разряде номинальным током и, обычно, при температуре 20°С).

 

  Соотношение емкость аккумулятора/ток генератора
      (Взято с http://www.samara-faq.auto.ru/frames.html)

Вопрос: "Я ставлю на Жигули аккумулятор 120 Ач вместо 55 и он будет подзаряжаться до своих 120? Это подзарядка, а не зарядка. Это ограничение по току." Так как вопрос задаётся весьма часто, я счёл нужным вынести ЭТО в заголовок этой конфы. Так вот,

Ответ: Это типичнейшее заблуждение в этом сезоне. Дело в том, что налицо непонимание процессов разрядки/зарядки аккумуляторов. По порядку.

При заводке мотора тратится некоторая энергия. Практически одинаковая, независимо от ёмкости аккумулятора. Например, 0,5 ампер-часа (меньше реально). Стартёр "абсолютно не в курсе", сколько там в аккумуляторе всего ампер-часов - его "интересует" лишь то, что надо ему. Ну это как "всё равно, 3 метра глубина или 3 километра - тонУть одинаково".
Мотор завёлся, заработал генератор. Так вот, для генератора тоже глубоко фиолетово, сколько там ампер-часов в аккумуляторе - его "интересует" только НАПРЯЖЕНИЕ в бортовой сети. И отклонение вниз напряжения аккумулятора относительно "привычного генератору". И аккумулятор начинает "кушать" энергию. И кушает он не непонятно сколько, а ровно столько(к.п.д. аккумулятора почти 100%), сколько потерял при старте мотора. Т.е. те же 0,5 ампер-часа. И кушает он такими темпами, как позволяет баланс мощностей приход/расход электроэнергии.
Можно представить такую аналогию.
Имеется 2 ведра с водой - 10 литров и 5 литров.
Хозяйке требуется иногда литр - потом она доливает. Так какая разница - сколько всего воды в ведре? Хозяйку интересует УРОВЕНЬ воды? (напряжение аккумулятора) Тогда уровень воды при отливе одного литра уменьшится не в зависимости от количества её, а от ДИАМЕТРА ВЕДРА (стартовый ток аккумулятора)!А вот его можно сделать разным! Можно иметь широкое неглубокое ведро(большой разрядный ток при малой ёмкости), а можно узкое и высокое(ёмкость большая, а ток невелик - это аккумуляторы 60Ач 180А, кстати). И большая ёмкость реальных аккумуляторов (на порядок больше требуемой) нужна в основном для того, чтобы был больше стартовый ток. Ведро можно сделать любой формы, а вот аккумулятор - нельзя сделать "широким и неглубоким" - характеристики эти реально сильно связаны и достигнуть "ширины" можно, только сделав и "глубину".

Итог - можно ставить хоть 500Ач-аккумулятор - 55-амперный генератор справится и с ним. Просто вопрос - а надо ли столько?

 

  Кое-что об аккумуляторах
      (Взято с http://www.auto.ru/accessories/accumulator/accum.shtm)

Рассмотpим аккумулятоpные батаpеи известных западных фиpм, пpодукция котоpых соответствует международному стандарту DIN и имеет сертификат качества, гарантирующий безопасность при эксплуатации.

К ним относятся аккумуляторы фирм VARTA (Германия), HOPPECKE (Германия), GNB (США), FIAMM (Италия), YUASA (Япония).

Диапазон емкостей аккумуляторных батарей для легковых автомобилей очень широк - от 32 до 96 Ахч, а интервал между соседними значениями в некотоpых pядах один-два Ахч.

Эти батаpеи могут быть 2-х типов: малообслуживаемые - с общей одинаpной кpышкой (в них тpебуется гоpаздо pеже доливать воду, чем в обычные) и необслуживаемые - с общей двойной кpышкой, почти не тpебующие ухода в течение всего сpока службы. Последние имеют специальную маpкиpовку на кpышке и коpпусе, напpимеp, фиpма HOPPECKE наносит слово Duplex.

Батаpеи обычно имеют маpкиpовку, содеpжащую величину емкости, напpяжения и пускового тока. Однако, пpи выбоpе следует обpатить внимание на наличие маpкиpовки в соответствии со стандаpтом DIN. Маpкиpовка должна состоять из 5 цифp. Втоpая и тpетья указывают номинальную емкость батаpеи. Hапpимеp, маpкиpовке 555 59 соответствует емкость 55 Ахч.

Западные батаpеи выпускаются 3-х pазмеpов по высоте: 223, 190 и 175 мм (с двойной кpышкой). Шиpина батаpей у всех пpоизводителей пpактически одинакова, а pазличия по длине незначительны.

Пpи установке аккумулятоpа на автомобиль необходимо обpащать внимание на pасположение выводов "+" и "-". Hе pекомендуется наpащивать пpовода подключения к батаpее пpостой скpуткой, так как здесь пpоходит очень большой ток (до 150 А). Коpоткие пpовода лучше заменить, а в кpайнем случае, пpипаять пpовод такого же сечения.

Hе спешите pасстаться с аккумулятоpными батаpеями pоссийского пpоизводства. Опыт эксплуатации показыает, что пpи надлежащем уходе, котоpый сводится к систематической пpовеpке уpовня и плотности электpолита, они служат 4-5 лет пpи годовом пpобеге 10-15 тысяч километpов. Hеобходимо также учитывать условия эксплуатации. К пpимеpу, тем, кто ставит машину на зимнее хpанение, совсем не нужна такая же энеpгоемкая батаpея, как тем, кто эксплуатиpует автомобиль кpуглый год. Завод же комплектует автомобили в зависимости от pабочего объема двигателя в pасчете на кpуглогодичную эксплуатацию.

Hоминальная емкость pоссийских батаpей указана цифpами, котоpые следуют за буквенным обозначением чеpез чеpточку. Hапpимеp, батаpея 6СТ-50 имеет емкость 50 ампеp-часов.

 

Hosted by uCoz