|
Как
победить одометр?
Оставим в
покое этическую сторону корректировки показаний одометра, одометры
скручивали или накручивали с тех самых пор, как они были изобретены.
В настоящее время на переднеприводных автомобилях ВАЗ применяются
два типа приборных панелей с электронным одометром: панель фирмы VDO
и Курского НПО "Счетмаш". В упрощенном виде одометр в этих системах
представляет собой счетчик импульсов, поступаемых с датчика скорости
автомобиля, делитель и накопитель информации во флэш - памяти панели.
Для изменения показаний одометра необходимо корректировать дамп, хранящийся
во флэше. Здесь существует несколько путей, рассмотрим каждый из них.
Первый путь
самый дешевый, но самый сложный. Требуется разборка панели, резка
дорожек, пайка и прочие хитрости. Программирование идет по LPT порту
компьютера. Программку считывания - записи и пример рассчета дампа
можно совершенно бесплатно скачать здесь.
Nik прислал небольшую полезную
утилитку собственного изготовления для тех, кто пользуется этим
методом. Для работы программы необходим дамп, считанный из EEPROM
панели. Формат команды: vdo <input file.bin> <output file.bin>,
программа попросит ввести новые показания одометра и формирует выходной
файл с новыми значениями показаний одометра, который необходимо записать
обратно в комбинацию приборов.
![](panelad.jpg)
|
Для любителей сматывать электронные одометры совершенно
бесплатная программа "kurskset"
Copyright © 2001 Alex Sokolov (UncleSam) для изменения
показаний одометра курских комбинаций. Процедура производится без
разборки панели.
Схема подключения панели к LPT-порту приведена на рисунке.
Всю начинку адаптера удобно собрать прямо в корпусе 25-пинового разъема
LPT. Для запитывания панели необходим источник постоянного тока
напряжением 12 Вольт. Место подключения контактов к панели -
на фото в белом квадрате. Используются правый и левый верхние контакты.
![](panmid.jpg)
|
Порядок работы:
1. Отвернуть заднюю пластмассовую крышку комбинации приборов
2. Припаять провода к контактным площадкам или любым другим способом
обеспечить надежный контакт на время работы.
3. Подключить разъем питания к белой колодке.
4. Подать питание. На комбинации должно высветиться текущее значение
километража
5. Подключить адаптер к LPT - порту компьютера.
6. Запустить программу (kurskset 1 - LPT1; kurskset 2 - LPT2)
F6 - считывание показаний одометра
F7 - ввод новых значений.
После ввода показаний нажать ENTER. Alt+X - выход из программы.
7. Отключить питание. При последующих включениях высветится уже новое
показание одометра.
8. Вернуть все на место.
У многих возникли трудности по использовании при
использовании данной программой. Рекомендации автора: использование
"голого" DOS, адрес в Setup-е 378h. Но панель категорически отказывается
связываться с компьютером. Однако Анатолий Уланов ( aka Ant, Казань)
решил для себя эту проблему и корректировал уже не одну панель. Вот
его технология "...Сначала подключаешься как в описании, те даешь
питание и провода цепляешь на левый верхний контакт и правый. Жмешь
F7, вводишь новые показания одометра, затем левый провод перекидываешь
на левый нижний контакт и сразу жмешь F6. Панель начинает тарахтеть
своими моторчиками. Тут же отключаешь питание от панели. Опять даешь
питание - на одометре должны быть уже другие показания. Видимо, когда
цепляешься к левому нижнему контакту и производишь считывание, то
происходит перезапуск и панель запоминает новые показания. Проверено
несколько раз..."
Замечу от себя, что при отключенном питании у меня панель
программируется без проблем.
![](vdo2w.jpg)
|
Способом подключения адаптера KURSKSET
к двухокошечной панели произвадства "Счетмаш", г. Курск, любезно поделился
с US, а он, соответстванно, с нами, Дамир Габдрахманов. Контакты подключения
находятся слева от кварцевого резонатора. Панель можно не запитывать
от внешнего источника питания +12 V, для этого необходимо подвести к
шине питания на панели провод от 1-го контакта на разъеме LPT. Обший
провод также, как и ранее, должен быть подключен к 1-му контакту белой
колодки приборной панели. Для устойчивой работы необходимо применять
транзисторы с коэффициентом усиления не менее 800. По утверждению автора,
все работает нормально.
Выражаю признательность Дамиру Габдрахманову и Алексу Соколову,
aka Uncle Sam за предоставленную информацию.
КОММЕРЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ
Программа VDOSET
для коррекции показаний комбинации приборов VDO от Uncle Sam, известного
нам как автора загрузчиков для блоков ЭБУ "Январь 5", программы
"KurskSET" и маршрутного компьютера, работает только с панелью
VDO. Подключается к комбинации приборов через специальный адаптер
к СОМ порту компьютера. Не требуется разборки панели, подключение
к диагностическим контактам на задней стенке комбинации. Позволяет
устанавливать любое значение показаний одометра. Проект коммерческий,
стоимость программы около $30, для приобретения необходимо письменно
обратиться к непосредственно автору. Официальным
пользователям гарантируется поддержка и обновления.
![](combiset.jpg)
|
НОВИНКА. Uncle Sam написал новую прогу COMBISET для
коррекции одометров приборных комбинаций и не только. Программа
работает через СОМ-порт со специальным адаптером и совмещает в себе
три программы - коррекция приборных панелей VDO и Счетмаш и очистку
EEPROM блоков управления BOSCH M1.5.4. Последняя возможность будет
весьма полезна в случаях, когда ПЗУ запаяно, требуется его очистка,
например, для отключения иммобилизатора, а выпаивать eeprom нет
желания или возможности. Безусловным плюсом программы является
работа под управлением Windows и многофункциональность, нет нужды
держать несколько адаптеров и программ. COMBISET является коммерческим
продуктом, стоимость 1000 рублей, обращаться по вопросам приобретения
непосредственно к автору по электронному адресу unclesam_@mail.ru
Владельцы панелей
VDO могут установить в свои приборные панели маршрутный
компьютер. Никаких переделок панели не требуется.
Вариант
третий, "Одометр
- минус" - интересный автономный приборчик для коррекции одометров.
Поддерживается программирование обеих панелей, VDO и "Счетмаш",
разборка не требуется, подключение с помощью специальных захватов
к элементам панели. Вариант явно коммерческий, как по приобретению,
так и по применению, стоимость прибора ($170) явно не подразумевает
индивидуального использования.
НОВЫЕ ПАНЕЛИ
В последнее время из
Тольятти поступают новые авто, упакованные новыми комбинациями приборов.
Панель, с маркировкой ЛП в овале имеет несколько простецкий вид, но
очень (скоре - чрезмерно) серьезные внутренности, собрана на 4 PIC`aх,
один из которых 12СЕ519 используется в одометре. Этот PIC представляет
собой однократно программируемый микроконтроллер с 1024 кбит для управляющей
программы и 16 бит EEPROM, недоступный извне, для хранения временных
параметров. Предположительно там и находятся данные о пробеге.
Приветствуются идеи по методам "борьбы" с показаниями одометра на
этой панели. Пока же единственно возможный способ борьбы - накручивание
с помощью внешнего генератора, благо панель ( в отличие от VDO, которая
останавливается после 360 км/ч.) позволяет устанавливать большую скорость.
Нам удалось "разогнать" ее до 5340 км/ч. Но существует вероятность
остановки счета по достижении 999999. ( VDO останавливается.)
Также поступают неподтвержденные и неопровергнутые
слухи о появлении новой курской комбинации приборов.
|
|