Вопросы и Ответы

Здесь Вы найдете ответы на часто задаваемые вопросы по системам управления двигателем в целом.

Теперь, на этих страничках, Вы сможете также найти отдельное FAQ по иммобилизатору АПС-4.


Вопрос:  В последнем номере журнала ЗР написано, что модули зажигания производства АТЭ-2 были разработаны только для работы с блоками управления М1.5.4 и "Январь-5" и не подходят для систем на базе блоков "Январь-4". Правда ли это?

Ответ: Нет это неправда. Отечественные модули зажигания производства АТЭ-2 подходят для всех систем управления на базе семейств блоков "Январь-4", "Январь-5", М1.5.4 и МР7.0. Модули зажигания производства АТЭ-2 не подходят только для cистем управления двигателем GM, в этих системах используются оригинальные модули зажигания GM.


Вопрос:  Вышел из строя контроллер "Январь-4.1". На рынке мне предложили "Январь-5". Взаимозаменяемы ли они?

Ответ: Нет. Блоки управления семейств "Январь-4" и "Январь-5" совершенно не взаимозаменяемы не только по типу разъема, но и по составу используемых датчиков и исполнительных механизмов. Самое главное препятствие заключается в датчиках массового расхода воздуха, используемых в системах управления двигателем на базе этих двух семейств. Принципы работы датчиков расхода воздуха совершенно различны. Семейство блоков управления "Январь-5" является полным функциональным аналогом семейства блоков управления M1.5.4 ф.Бош. Раз уж зашла речь о взаимозаменяемости упомяну: блоки управления MP7.0 (ф.Бош) прямых аналогов не имеют.


Вопрос:  Был бы очень признателен, если имеется возможность, получить от Вас полный перечень кодов неисправностей, т.к. в популярной литературе по ремонту приведены лишь краткие сведения по диагностике.

Ответ: Если блок управления GM или "Январь-4", то можете найти список кодов неисправностей здесь, на моих страничках. Если блок управления другой, то в московских издательствах "Ливр" и "Третий Рим" неоднократно выходили книжки с названием "Системы управления двигателем тра-та-та... на основе блока ХХХХХХ" и конечно посмотреть, чтобы модель Вашего авто, также была указана на обложке. Книжки в основном для двигателей 2111, но отличия для двигателей 2112 также приводятся. В любом случае, они будут Вам полезны.


Вопрос: При отказе одного из датчиков блок управления переходит в аварийный режим. Hадо полагать аварийный режим это фиксирование последних настроек т.е. игнорирование данных от исправных датчиков ?

Ответ: Что-ж так прямолинейно то :). В случае отказа какого либо из датчиков, используются косвенные, табличные методы вычислений и только по тем параметрам, которые связаны с отказавшим датчиком. Никаких "последних настроек" не существует.


Вопрос: Не сочтите за труд, помогите решить проблему. Имею ВАЗ 21102 с инжектром Bosсh и уже как месяц пытаюсь установить иммобилайзер того-же производителя, якобы тоже для ВАЗа.

Ответ: Увы, если Вы имете комплектацию ВАЗ 21102 для норм России (без датчика кислорода) и ПО с номером M1V13O54, то Ваш блок управления не поддерживает функции иммобилизации. Все остальные блоки управления от Bosch (и соответственно новые версии ПО для норм России) и семейство блоков "Январь-5" поддерживают функции иммобилизации. В принципе, возможна  доработка такого блока путем замены ПО на новую версию M1V13R59. Для блоков имеющих номер реализации Bosch 26SA5082, потребуется также небольшая аппаратная доработка.
Насчет производителя иммобилизаторов: мне неизвестно, чтобы Bosch производил иммобилизаторы для ВАЗа. Для систем на основе блоков Bosch и "Январь-5" подходит только один иммобилизатор модели АПС-4 (разработка ВАЗа).

 

Вопрос: У меня автомобиль ВАЗ-21102 с контроллером "М1.5.4" ф.BOSCH, в жгуте есть разъемы для подключения иммобилизатора. Я приобрел иммобилизатор VAZ014000 производства Германии, но попытка подключить его не увенчалась успехом: контроллер его не видит!

Ответ: Неудивительно. Для систем на базе блоков управления M1.5.4 и MP7.0 (Bosch) и "Январь-5" требуется иммобилизатор модели АПС-4 (ВАЗ). В Германии они не производятся. Скорее всего Вы купили иммобилизатор для системы GM от ф.Megamos. Этот иммобилизатор также подойдет к системам на базе блоков управления семейства "Январь-4", но только небольшая часть блоков имеет встроенную поддержку функций иммобилизации, так что надо быть готовым к тому, что придется менять прошивку. Для систем на базе блоков управления GM и "Январь-4" подходят также отечественные иммобилизаторы разработки ВАЗа: АПС-2 и АПС-3(АПС-2 + охранная сигнализация), АПС-2Р(релейный, для центрального впрыска).


Вопрос: Как по внешним признакам (не добираясь до контроллера) узнать какой тип контроллера стоит на машине?.

Ответ: Для классики и "Нивы" это всегда будет блок управления GM(EFI-4 или ITMS-6F).
Для переднеприводных авто можно заглянуть под капот и найти там датчик массового расхода воздуха (МРВ) (после воздушного фильтра). Если датчик МРВ полностью цилиндрический пластмассовый, значит какой-то из контроллеров ф.Bosch или "Январь-5". Если датчик имеет квадратную вставку - то или GM или "Январь-4".  Если при этом есть еще датчик кислорода, то точно GM, если нет, надо смотреть блок управления.


Вопрос: Какой тип двигателя (инжекторного) пишется в документах на машину (ПТС)?

Ответ: Для классики: ВАЗ-21073 и для "Нивы": ВАЗ-21214.
Для переднеприводных автомобилей: 8-ми клапанный двигатель ВАЗ-2111, 16-ти клапанный - ВАЗ-2112.


Вопрос: Новый автомобиль ВАЗ-21099 1999-го гв. с инжектором Бош. Желание: установить и подключить маршрутный компьютер (серийный, который выпускается кажется неким Курским предприятием "для автомобилей ВАЗ").

Ответ: насколько мне известно, пока серийно выпускается только один вид маршрутного компьютера (МК): для карбюраторных автомобилей (Курский завод "Счетмаш"). Но если у Вас блок управления любой от Bosch или "Январь-5", то выход есть: сигнал расхода топлива берется с соответсвующего вывода блока управления и дополнительно к имеющемуся датчику скорости, ставится второй из комплекта МК.
Кроме того: для 2108-семейства впрысковых автомобилей разработан МК 2114-3857010, а для 2110-семейства впрысковых авто МК 2112-3857010. Насколько мне известно, их серийное производство не начато, но как ни странно, на авторынках их можно встретить.


Вопрос: Автомобиль ВАЗ-21099  с инжектором Бош. При подключении диагностического тестера выдается сообщение "Нет связи". Почему?

Ответ: при подготовке производства предполагалось, что на часть автомобилей с системой управления на базе блоков от ф.Bosch, будут устанавливаться иммобилизаторы. Но серийное производство иммобилизаторов не было подготовлено в необходимые сроки. При этом, если жгут проводов предусматривает установку иммобилизатора, связь между диагностическим выводом блока управления и диагностической колодкой оказывается разорванной. Для исправления этой ситуации необходимо между выводами 9 и 18 разъема иммобилизатора установить перемычку. На автомобилях, где жгут проводов не предусматривает установку иммобилизатора, данная проблема отсутствует.


Вопрос: Подскажите пожалуйста, как использовать СО потенциометер на системе от GM:
крутить его по часовой или против часовой стрелки для уменьшения СО на ХХ?

Ответ: Да вот не помню в какую сторону, но главное, крутить энергично, сразу на несколько оборотов. Кроме того, чтобы отрегулировать СО необходимо разрешение с диагностического тестера.
Если нет тестера, то выход все равно есть.
Процедура приведена ниже:
1. Произвольно выставляется положение потенциометра СО.
2. Снимается на 60 секунд клемма с АБ.
3. Одевается клемма на АБ.
4. Двигатель пускается, прогревается и проверяется СО.
5. Пункты 1...4 выполняются до достижения желаемого результата.
Диапазон регулировки невелик и поэтому на неисправном автомобиле выставить СО не удастся.


Вопрос: Подскажите пожалуйста, можно ли регулировать СО на Январе-4 просто крутя СО потенциометр на холостом ходу, или надо проделывать трюк с отключением двигателя и сбросом клеммы с аккумулятора?

Ответ: Конечно, только просто крутя потенциометр. Трюк нуже только для GM.


Вопрос: Двигатель не держит обороты ХХ. В чем может быть причина?

Ответ: Все довольно просто проверить, чтобы локализовать причину :).
Основные возможные причины и пути их устранения приведены ниже.
1. Датик ПДЗ/собственно дроссель.
Начнем с дросселя: он может не закрываться на самом деле (заедает ось, зажимает троссик, палка попала :) ). Первым делом ничего не открывая подключаем тестер и смотрим значение ПДЗ на ХХ, естественно оно должно быть равным 0%. Если иначе: снимаем патрубок с корпуса дроссельной заслонки и смотрим закрыта ли она. Если не закрыта устраняем причину. Если закрыта - износ датчика. Покупаем и меняем.
2. Регулятор ХХ.
Тестер имеет функцию непосредственного управления РХХ. На холостом ходу, при помощи тестера, управляем РХХ. Если обороты меняются, значит РХХ и все цепи исправны. Если обороты не меняются, проверяем сначала цепи, потом РХХ, потом контроллер (а вдруг, хотя очень маловероятно) .
3.Датчик скорости.
Если он неисправен, то во время поездки определяется его ошибка и оброты на принудительном ХХ зависают где-то в районе 1000 об/мин. Даже если вдруг диагностическая лампа неисправна, тестер это все равно покажет. Иногда бывает "плавающая" неисправность датчика скорости, когда сигнал кратковременно то пропадает, то появляется. Логика диагностики не в состоянии зафиксировать эту неисправность. Такая неисправность иногда приводит к случайному заглоханию двигателя (зависит от режима).
4. Датчик массового расхода воздуха.
На ХХ (850 об/мин) значение расхода примерно 1.8...2 г/сек. В принципе можно проверить мультиметром, напряжение (для датчика Bosch) на датчике расхода воздуха должно плавно меняться при нажатии на дроссель.
5.Не настроен СО.
Если система без датчика кислорода, настроить СО.
6.Слишком бедная/богатая смесь.
Для систем с датчиком кислорода, скорее всего, будет выставлен соответсвующий код ошибки.
Кроме настройки СО может быть негерметичность впускного тракта  и различные проблемы в топливной системе (регулятор давления, зосорение подводящего топливопровода или форсунок, негерметичность или заедание бензонасоса и т.д.) Это если смесь бедная. Если богатая: не закрывается форсунка(и), регулятор давления, засорение обратного топливопровода и т.п.
7. И наконец: система зажигания.


Вопрос: Я приобрел ВАЗ 21099 (инжектор). Во время движения стрелка прибора температуры охлаждающей жидкости заходит за критическую отметку (обозначена красным светом). В автосервисе мне сказали, что температурный датчик срабатывает при температуре 105 и срабатывает вентилятор. То есть все нормально. Но у меня все-таки остались сомнения. Не могли бы Вы меня проконсультировать?

Ответ: Была информация, что часть панелей приборов имеет этот недостаток неправильно отградуированный указатель температуры. В принципе, возможна и неисправность датчика. Есть только один способ развеять сомнения: измерить реальную температуру охлаждающей жидкости в расширительном бачке при зашкаливании указателя. Косвенным же доказательством исправности датчика может служить тот факт, что если указатель зашкаливает а охл. жидкость не кипит, значит все таки указатель.
Надо также иметь ввиду, что датчик указателя температуры и датчик системы управления двигателем (по данным которого и происходит управление вентилятором) это два разных датчика.


Вопрос: Мною в 1999 году был приобретен автомобиль ВАЗ-21103. При прохождении ТО-1 на сервесном центре в г.Ростове-на-Дону, где я проживаю , мне было указано, что система зажигания у меня не соответствует требованиям Вашего предприятия, а именно: все датчики системы впрыска и процессор управления зажиганием фирмы Дженерал Моторс, а на самом деле процессор должен быть Январь-4 и даже лучше если Январь будет для 8-ми клапанного двигателя , а не для 16-ти клапанного двигателя как у меня. Говорят, что это ошибка при предпродажной подготовке. Не могли бы Вы развеять мои сомнения?

Ответ: Вполне логично, что у Вас закрадываются сомнения. Почему вдруг на Вашем 16-ти клапанном двигателе должен оказаться блок от 8-ми клапанного.  Да еще это выдается за ошибку производства или предпродажной подготовки. Все это больше похоже или на полную некомпетентность, или на откровенное надувательство.И в остальном все в порядке, системы от GM действительно ставятся на автомобили ВАЗа.


Вопрос: Какое сопротивление должно быть у датчика положения дроссельной заслонки для контроллера БОШ?

Ответ: Такое же как и для всех других систем :). Это потенциометр и поэтому его сопротивление не слишком жестко нормируется, насколько помню 3...10 кОм. Реально порядка 6 кОм.


Вопрос: Я уже насчитал семь ППЗУ ДЛЯ "GM" (BFWR, CKYN,CKYP, AXSX и т.д.) При   диагностике ДСТ  выдает номер калибровки (тоже все разные). Ходовые качества автомобиля с разными ППЗУ меняются. Можно ли узнать, чем они отличаются?

Ответ: Чем отличаются глобально см. "Историю в лицах". Можете также заглянуть на страничку где представлены официальные номера устанавливаемых блоков управления. Произвольно тасовать ПЗУ на блоках GM (как впрочем и на других) не следует, по крайней мере, для 8-ми и 16-ти клапанных двигателей блоки имеют АППАРАТНЫЕ отличия.


Вопрос: У меня возникли некоторые вопросы. Так, прочитав про системы GM я понял, что они идут только с нейтрализатором, датчиком концентрации кислорода и т.д. Тем не менее, на моем автомобиле ВАЗ 21093 стоит система GM (что подтвердилось не только со слов продавцов при покупке, но и после неоднократных визитов на наш местный сервис АО Питер-Лада) без нейтрализатора.

Ответ: Серийных версий системы GM для 8-ми клапанных двигателей на само деле не существует, есть для 16-ти клапанных. Для 8-ми клапанных существуют самодельные прошивки. Возможно у Вас какой-то уникальный автомобиль с датчиком кислорода и без нейтрализатора. В принципе, в аварийном режиме, блок GM будет работать и без датчика кислорода.


Вопрос: Хотелось бы прояснить эту ситуацию. Также как и вопросы с характеристиками вазовских 1,5-литровых двигателей как карбюраторных, так и инжекторных. Парадокс, но я еще не встречал 2 источников, согласно которым характеристики бы совпадали. Например, у меня в техпаспорте записано, что мощность моего авто с двигателем ВАЗ-2111 составляет 50,5 кВт, а на сайте Питер-Лады я узнаю, что мощность ВАЗ-21102 с таким же двигателем 2111 уже 56 кВт. Где же истина?

Ответ: Истина в разных системах управления. На самом деле двигатель с системой GM выдает меньший крутящий момент и мощность, чем, скажем, система на базе Январей или M1.5.4 (Бош).


Вопрос: Хотелось бы получить окончательный ответ на избитый вопрос - можно ли прикуривать инжекторный ВАЗ и давать прикуривать другим (если можно то как, если нет то чем грозит)? Я например слышал, что можно самому прикуривать, только минусовой провод обязательно цеплять за массу.

Ответ: В общем все это крайне нежелательно, по причине непредсказуемости и высокого уровня помех. Но если все-таки другого выхода нет, то можно соблюсти несколько простых правил:
1. Если Вы даете прикурить кому-то от своей АБ: снимите плюсовой вывод жгута с клеммы АБ, в этом случае, никакие переходные процессы не могут возникнуть в цепях питания Вашего авто.
2. Если сами прикуриваете: главное, это стабильный надежный контакт, т.е. в худшем случае при помощи зажимов типа "крокодил". Т.е. Вы подключаете вторую свежую АБ параллельно своей. Просто намотанный провод, или когда его держат руками очень редко, но все же может привести к нежелательным последствиям.
Такая процедура потенциально опасна. Это значит, что на 100 (а может и на 1000) раз Вам может не повезти, и контроллер (в котором есть функции иммобилизации) окажется заблокированным. В другом случае, может оказаться что смесь будет чрезмерно обогащена или обеднена и двигатель снова не будет работать (хотя это поправимо). Т.е. речь может идти только о вероятности.

Вопрос: Так же хотелось бы знать, можно ли заводить машину чужим аккумулятором, а затем при работающем двигателе снимать чужой и ставить свой аккумулятор. Конкретно у меня ВАЗ 21102  с нейтрализатором и контроллером Бош (видимо).

Ответ: Насколько мне известно, это крайне нежелательно. Особенно для генератора. В таких случаях, на мой взгляд, безопаснее использовать буксировочный трос, чтобы завестись с "толчка".


Вопрос: Хочу поделиться часто встречающейся проблемой на GM. Неисправность л-зонда. После большого пробега 200000 они перестают работать.Машина начинает работать неустойчиво,большой расход и т.д.

Ответ: Ничего удивительного, датчик выработал свой ресурс даже при правильной эксплуатации. Система преходит на аварийный режим работы, отсюда и неустойчивость и т.д.


Вопрос: Попытаюсь заменить л-зонд GM на Бош, контроллер почему-то его не видит.

Ответ: Эти датчики несовместимы.


Вопрос: На купленном мною автомобиле ВАЗ 21102 установлен катализатор. В книге по эксплуатачии автомобиля написано, что надо заливать только неэтилированный бензин с О.Ч 95, но в Тамбове есть только этилированный 95 и неэтилированный 92. Какой лучше использовать? От 92 ничего не выдет из строя?

Ответ: На автомобилях оборудованных каталитическим нейтрализатором и датчиком кислорода этилированный бензин использовать категорически запрещено. Придется использовать неэтилированный 92. Ничего из строя не выйдет, чуть упадет мощность и соответственно динамика.


Серия не очень корректных вопросов

Вопрос:   В чем различаются блоки управления инжекторныим двигателями "Январь-4" и "Январь-4М"?

Ответ: Блок "Январь-4М" неизвестный природе зверь. На ВАЗе такие блоки не разрабатывались.

 

Вопрос: Как изменить программу прошивки внутреннего ПЗУ в данных блоках (интересует возможность изменения характеристик двигателя, с целью увеличения мощности, приемистости и т.д.)?

Ответ: Никак не изменить прошивку. Никогда такого рода информация не выставляется на всеобщее обозрение. Хотя мне известно, что такие измененные прошивки ходят по стране.

 

Вопрос: На данный момент у меня есть в наличии блок управления "Январь-4", считал с него программу из внутреннего ПЗУ. По каким адресам в данной памяти находятся переменные величины, влияющие на работу двигателя в целом?

Ответ: Во-первых: программа находится во внешнем ПЗУ, во-вторых ПЗУ в принципе не может содержать переменных :), сплошь одни константы. Кроме того, таких адресов примерно 1000 и эта информация ДСП. Едва ли этим должен заниматься каждый желающий.

 

Вопрос: Существуют ли исходные тексты программ для блоков управления?

Ответ: Конечно существуют. Ведь мы написали программу. Но где Вы видели, чтобы свободно раздавались исходные тексты ПО?


Эти странички были собраны Дмитрием Дударем.
Copyright © 1998-2000, ДР АО "АвтоВАЗ"
Обновление: 25.10.2000.

Hosted by uCoz