Содержание
F A Q
Ходовая и рулевое
Колеса
Тормоза
Музыка (проблемы)
Электрика
Вентиляция и кондиционер
Двигатель
Кузов
Бензин
Покупаем
Выбираем
Эксплуатация
Оптика
Разное
Трансмиссия
Инжектор
Стеклоочистители и омыватель
Салон
Музыка (установка)
Общие советы
Опыт - Hornet (Нексия)
Опыт - Хороший Парень (Нексия)
Опыт - Esperoid (Эсперо)
Опыт - Чиполлино (Эсперо)
Опыт - @mik (Эсперо)
Опыт - Stealth 202 (Нексия)
Справочник
Ссылки

Честно говоря, после покупки машины думал, что звуком займусь в последнюю очередь. Но больше 2-х недель с Tank-ом проездить не смог :-)

@mik
Дабы не ломать кайф от езды на Эспере пришлось срочно принимать меры. Подошел я к этому делу до безобразия безответственно. Вместо того, чтобы подумать над концепцией озвучивания своего пипилаца, проведения маркетинга и пр. я просто поехал на Рижскую ярмарку с целью прикупить что-нибудь на замену передних динамиков (начать решил с них). Вот что из этого вышло: сначала я купил передние динамики, потом магнитолу, а потом, в довесок – ставить, так уж ставить – задние :-). Комплект выглядел так:
  • CD-ресивер BLAUPUNKT Calgary CD30 (4 x 25 W DIN 4 x 40 W max) - 180 $
  • пульт ДУ на руль BLAUPUNKT RC08 - 30 $
  • MACROM (тип уже не восстановить :–( ) 10 cm 2-х полосная разнесенка с кроссовером (если не изменяет память – 2-го порядка). Пищалка с шелковым диффузором. Это, естественно, вперед. ~ 100$
  • MB Quart DFC-116 (16 cm, 2-х полосные, коаксиальные. Пищалки тоже шелковые). Это назад. ~ 90 $
  • Потом к этому комплекту добавился сабвуфер (слишком громкое название для него) BLAUPUNKT CMS-265 (100 W, 40 – 120 Hz) ~ 100 $
    Цены примерные, т.к. после задушевных бесед с продавцами они опускались на 10-15%. Какие на сколько уже не помню.
  • Почему именно этот набор?
  • Голова. Я хотел слушать в машине CD и радио. Кассета опускалась по умолчанию (ну не слушаю я кассет). По дизайну и цвету голова должна вписываться в дизайн и цвет бороды. Тюнер должен быть как можно более чувствительным. Должна быть возможность управления с ДУ, с расположением самого ДУ как можно ближе к рулю (ИМХО неудобно шарить руками и наощупь переключать треки – а я люблю их часто переключать ). Достаточная мощность и качество звука (не менее 35 Ватт на канал) . CD должен уверенно брать диски и не сбоить на кочках. И, конечно, цена должна быть приемлемой. Остальные параметры и фенечки меня особенно не волновали.
    Что могу сказать про BLAUPUNKT Calgary CD30. По дизайну он вписался неплохо. CD очень виброустойчив (за все время ни разу не сбойнул). Есть проблема с определением CD-R, но после непродолжительных манипуляций с кнопками на панели определяет и их, а дальше читает как родные. Тюнер имеет неплохую чувствительность, но хотелось-бы и лучше (иногда потрескивает или переключается в монорежим – индикация моно/стереоприема отсутствует, определяю по пропаданию/появлению панорамы. Это напрягает). RDS отсутствует – ну и фиг с ним. Не устраивает неуправляемая подсветка кнопок (всегда горит, когда магнитола включена и не горит когда выключена. ИМХО у нормальных магнитол она должна включаться при ближнем свете, даже если сама магнитола выключена. А то как-же ее включать в темноте ? ДУ неплохого дизайна, конструкция позволяет управлять магнитолой при повороте руля в диапазоне почти 300 градусов (точно не замерял). Напрягает отсутствие включения/выключения головы с ДУ и дурной алгоритм переключения программ в тюнере (правой кнопкой программы только вперед по-кругу вперед, левой кнопкой поддиапазоны по-кругу вперед). В остальном полный кайф. Кстати у магнитолы обнаружился глюк: если заводить машину при включенной магнитоле, то подвисает передняя панель. Проявляется так: магнитола играет как надо, управляется с панели нормально, но пропадает индикация и магнитола перестает реагировать на ДУ. Лечится выключением/включением. Это тоже напрягает. Но самое главное - звук ok Чистый и мощный.
  • Акустика. Динамики должны звучать :-). Поэтому при выборе не обращал внимания на заявленные характеристики, а просто слушал. Слушал преимущественно на гитарной музыке. Во-первых, я люблю и часто слушаю именно такую музыку, а во- вторых, ИМХО это самый лучший способ проверить чистоту и равномерность звука на средних и высоких частотах. (кстати, таким образом отмел DLS за большие искажения и провал на средних. Долго облизывался на Lanzar – но жаба задушила – о чем втайне от себя сейчас жалею). Почему я обращал внимание только на средние и высокие? По нескольким причинам:
    - ИМХО с одних и тех-же динамиков невозможно качественно получить широкую полосу;
    - ИМХО для качественных низов необходимо соответствующее акустическое оформление низкочастотника.
    Поэтому я сразу расчитывал на сабвуфер и не напрягался по поводу отсутствия нормальных низов у тех динамиков, которые в конце-концов купил.
    При подборе комплекта динамиков я сделал несколько стратегических ошибок: первая – поставил разные динамики на тыл и фронт. ИМХО фронтальные и тыловые динамики должны быть от одного производителя и из одной серии. Иначе будет трудно получить нормальный тональный баланс (тембра невозможно отрегулировать раздельно для фронта и тыла). Вторая – неудачно направил пищалки передних динамиков (почти в лицо). В результате баланс высоких частот сместился сильно вперед. Пришлось корректировать направление передних (благо конструкция позволяет). В результате добился приемлемого компромисса, хотя до идеала, конечно, далеко.
  • Теперь о сабе. Ставить сабвуфер в багажник не хотелось. Хоть и большой он у Эсперы, но багажника никогда не бывает много. Поэтому, прекрасно понимая, что салонные сабы звучат хуже, я все-таки решил поставить именно такой. Как показывал личный опыт (+ немного теории) сабы такой конструкции неплохо звучат в салонах небольшого размера (у меня в девятке стоял такой, только Pioneer-овский). У Эсперы салон побольше будет, но я решил рискнуть и попробовать. Ставить снова Pioneer мне не хотелось (слегка не понравилось звучание – сухое слишком – ИМХО характерно для Pioneer-а), вот я и прикупил BLAUPUNKT. Маленькое отступление – сабвуферы такой конструкции (еще их называют «подушки») я встречал только у Pioneer-а (2 модели), BLAUPUNKT-а (1 модель) и Alpine (1 модель). Продавцы их ужасно не любят, продаются они плохо ( без закрытого объема – на столе – практически не играют, то-ли дело сабы в багажник :-)), поэтому найти их ИМХО очень проблематично.
  • Установка
    Динамики решил ставить в штатные места по нескольким причинам: во-первых, не хотелось портить дизайн салона (у Эсперы он вообщем-то не плох), во-вторых, под штатными решетками не видно, какие динамики стоят – ИМХО меньше проблем с пионерами, в-третьих, меньше проблем – не надо дырявить панели, делать подиумы. Неудачное расположение передних штатных мест (слишком глубоко в ногах) я решил компенсировать использованием разнесенки. Еще одно небольшое отступление – при использовании разнесенной акустики ИМХО не следует далеко разносить компоненты одной системы. Большое расстояние между акустическими осями СЧ и ВЧ излучателей может привести к интересным (и не всегда приятным) эффектам при воспроизвелении широкополосных инструментов. Тем более это важно в машине, где расстояние между источником звука и приемником (тобишь слушателем) мало. Но я решил рискнуть, понадеявшись на “авось не будет”.
    Магнитолу, саб и задние динамики ставил сам. Передние ставил в SoundLab-е (поставил-бы и сам, но побоялся снимать панели, тем более после опыта снятия задней полки при установке задних динамиков). Дело в том, что (наверно все это знают) в Эспере дверные пистоны бывают 2-х видов: желтые (ИМХО родные) и черные (типа девяточных, но толще и прочнее). Желтые легко демонтируются и их можно перемонтировать практически вечно, а черные нужно срубать воизбежание порчи панелей. У меня в основной массе стояли черные пистоны, и, помучавшись с двумя пистонами в задней полке, демонтаж и монтаж дверных панелей решил доверить специалистам. Почему в SoundLab-е? Они находятся недалеко от моего дома и меня устроила их цена ( точно не помню, но что-то около 40-50 уе за двухкомпонентную акустику). Предварительно я пошатался по цеху и мне понравился их подход к делу. Это не реклама, но ребята делаю быстро и аккуратно, причем дают дельные советы по установке. После некоторых размышлений штатную проводку я решил не менять. Вот ход моих мыслей:
    - в свое время я занимался подбором кабелей для домашней музыки. ИМХО акустические кабеля не так сильно влияют на качество звука, как межблочные. В моем пипилаце будут стоять компоненты, далекие от HI-End-а и даже не самые Hi-Fi-ные, поэтому ту разницу, которую дают акустические кабеля я просто не замечу (из рекламы: если нет разницы, зачем напрягаться и делать больше).
    – провода питания ИМХО надо менять при бОльших мощностях, чем та, которой я располагаю и слушаю.
    Магнитола меняется легко. Tank снимается следующим образом: отвинчиваем 4 шестгранничка по краям передней панели, вставляем в отверстия из-под них либо съемники, либо стальную проволоку подходящего диаметра до щелчка, а затем просто вытаскиваем его (то есть Tank). У BLAUPUNKT-а стандартный европейский разъем (2 фишки), что не совпадает с разъемом Tank-а. Пришлось его срезать и на скрутках соединять соответствующие провода, торчащие из недр Эсперы с проводами европейского разъема Блау. С этим проблем не возникло, т.к. на корпусе Tank-а приклеена бумажка с подробным описанием родного разъема. Процедура замены заняла у меня не более получаса. Также легко справился с установкой пульта ДУ на руль. Правда, пульт преподнес маленький сюрприз: в месте одного из креплений был плохо убран облой, что мешало нормально зафиксировать одну из защелок. Пришлось немного поработать ножичком…
    С установкой задних динамиков я провозился больше. Помимо мучений со снятием и установкой панели, о которых я говорил выше, пришлось размечать и сверлить новые крепежные отверстия (проблемы разметить и просверлить у меня нет, была проблема найти на улице или в прибрежных гаражах источник питания для дрели – на это ушло некоторое время). Кстати два из четырех креплений у каждого динамика располагаются очень близко к заднему стеклу (для тех, кто не помнит, как выглядит Эспера, напомню, что у нее очень маленький угол наклона заднего стекла к линии горизонта, а динамики располагаются почти под самой нижней гранью стекла). Это создает определенные проблемы при сверлении (можно просверлить стекло :-) вместе с полкой) и при монтаже (отверткой не подлезешь, я закручивал пассатижами сначала за головку самореза, затем снизу, за сам саморез, что не совсем удобно). Когда устанавливал динамики, заметил, что отверстия под них слегка маловаты (очевидно, родные имеют размер 15,5 см что-ли). Пришлось из картона вырезать прокладочку, толщиной около 0,5 мм, чтобы все было ОК.
    Сабвуфер я установил под сиденьем пассажира – ИМХО самое удобное место для установки: не видно пионерам, ничто не мешает звучанию, и пассажиру приятно. Проблема с установкой была всего одна – мешает тяга фиксации сиденья. Пришлось ее подогнуть немного (тяга стальная, гнется с трудом, пружинит, но мне удалось добиться того, чего хотел). Сабвуфер входит под сиденье практически вплотную, немного мешает работать узлу фиксации - в отжатом состоянии, при изменении положения сиденья, рычажок фиксатора скребет по корпусу саба, что не добавляет ему красоты, но на качество не влияет. Правда из-за этого сиденье перемещается чуть тяжелее, чем до установки саба, но я его редко двигаю. Закрепил сабвуфер я очень просто, использовав ленту-«липучку». Приклеил ее к нижней части сабвуфера Моментом (ту часть, которая с жесткими крючечками :-) смешно, но не знаю, как лучше объяснить), потом просунул его под сиденье и прижал к ковролину на полу. Держит мертво, даже не знаю как вытаскивать, если чего… Подключается саб элементарно:
    - 4 провода к передним динамикам - подключил около магнитолы, где стык с разъемом. Такое подключение никак не влияет на передние динамики, потому-что входы у саба высокоомные. Этот саб можно так-же подключять по линейному входу (что ИМХО считается более правильным), но в монтажном комплекте саба не было линейного кабеля, а покупать дополнительно не хотелось (к тому-же, как обычно полыхнуло под хвостом в выходные и под вечер, а купить их в это время было негде).
    – провод питания к ближайшему месту ( я подключил там-же, у магнитолы).
    – корпусной провод под болт крепления переднего сиденья (так задумано производителем: провод короткий и с “ухом”).
    – управление включением саба тоже к магнитоле, к проводу “ авт. антена”.
    С настройкой сабвуфера пришлось повозиться. Не смотря на то, что этот саб имеет все стандартные регулировки, причем в достаточно больших пределах ( фаза: -90…+180 градусов, частота среза: 3 положения 80, 100, 120 Гц, ну и конечно, усиление) мне так и не удалось до конца убрать его конфликт с задними динамиками. Очевидно придется ставить ФВЧ Герц этак на 100 на заднюю акустику. Причем расчитывать и паять скорее всего придется самому, ИМХО такие вещи не продаются.
    Резюме
    Итак, что я получил в результате:
  • сожаления по поводу того, что не поставил вперед MB Quart (все-таки они звучат чище Macrom-а); прим. Не согласен – слушал я эти «Кварты». //Stealth 202
  • сожаления, что не поставил назад разнесенку (коаксиальные пищалки сзади хуже слышно);прим. Разнесенку назад не ставят!!! //Stealth 202
  • будущий геморрой по поводу окончательного согласования сабвуфера и задней акустики;
  • небольшое неудобство от несколько недоработанной магнитолы (надо было брать модель подороже, но не уверен что это поможет – ИМХО нет BLAUPUNKT-а без небольших глюков);
  • огромное удовлетворение от звука, который получился.
    Я прекрасно понимаю, что в полученном мной звуке найдется много изъянов, и что ни по качеству, ни по мощности мне в соревнованиях не участвовать :-), но это мне и не требуется. Зато за небольшие, вобщем-то деньги (ИМХО нормально потратить на озвучку машины до 10% ее стоимости) получил достаточно качественное звучание.
  • Hosted by uCoz