Содержание
F A Q
Ходовая и рулевое
Колеса
Тормоза
Музыка (проблемы)
Электрика
Вентиляция и кондиционер
Двигатель
Кузов
Бензин
Покупаем
Выбираем
Эксплуатация
Оптика
Разное
Трансмиссия
Инжектор
Стеклоочистители и омыватель
Салон
Музыка (установка)
Общие советы
Опыт - Hornet (Нексия)
Опыт - Хороший Парень (Нексия)
Опыт - Esperoid (Эсперо)
Опыт - Чиполлино (Эсперо)
Опыт - @mik (Эсперо)
Опыт - Stealth 202 (Нексия)
Справочник
Ссылки

Опыт установки музыки (Нексия)

Stealth 202
Начнем с самого начала - когда то, что стояло в моей машине еще нельзя было назвать звуком. Итак, при покупке машины в автосалоне штатный «Танк» был сразу же заменен на «крутую» по моим тогдашним представлениям магнитолу «Sony-XR3753», обладающую функцией подъема басов D-Bass. Штатные динамики остались. Этого мне хватило примерно на пару лет, никаких потуг к дальнейшему улучшению музыки почему-то не возникало. Хотя к качеству звука я всегда был очень чувствителен.
Переломный момент наступил, когда мне совершенно случайно удалось послушать машину Феликса. В итоге, после перечитывания архивов Автозвука и C&M, изучения архивов звуковых конференций, кучи заданных глупых вопросов, звук в Нексии почти весь оказался построен на б/у компонентах, прикупленных по случаю. Это позволило за те же деньги получить более качественный звук. Всю работу по установке аппаратуры выполнил Феликс.
Акустика
Изначально мне понравился вариант с трехкомпонентной системой спереди, без сабвуфера, но с 8” вуферами в дверях (по образцу ВАЗ-2110 описанной в Автозвуке). Среднечастотные динамики я хотел ставить в штатные места в торпеде, а пищалки – на стойки. Но после некоторого общения с людьми выяснил, что правильная ориентация обычных СЧ динамиков – задача творческая и довольно трудная, к тому же им нужен некоторый объем, хотя бы 0,5 литра. В торпеде Нексии это сделать нелегко. Тогда же я узнал о существовании купольных СЧ, у которых гораздо меньше проблем с установкой – они не требуют объема, и обладают широким углом излучения. Но их цена меня сразу отпугнула. Был рассмотрен вариант по образцу машины Феликса – установить небольшой ящик с 8” или 10” сабвуфером под консоль, но места там, к сожалению, не оказалось. Система отопления и кондиционирования, тяга КПП оставляли только 5-6 литров объема, и при этом мы теряли обдув ног пассажира. Поэтому было решено остановиться на «стандартном» варианте - 2 компонентной системе размером 16см.
Я рассчитывал уложиться в 200 с небольшим долларов за переднюю акустику. В этом диапазоне мой выбор пал на Morel Dotech 6. Кроме своих отличных звуковых способностей, вуферы Morel имели небольшую посадочную глубину, а для Нексии это очень важно (см. ниже про подиумы). Проблема была только в том, что их невозможно было купить в тот момент в Москве, их не было даже в Анэксе – у официального дилера Morel, только на заказ. В муках поиска альтернативы я набрел на объявление о продаже б/у колонок Macrom SE 2.60 всего за $100. Я к тому моменту уже знал, что Macrom – это один из брэндов, под которым выпускает свою продукцию Morel. И действительно, на динамиках было ясно написано «Macrom by Morel». К тому же, эта модель Macrom-ов стояла у Сергея «Crimean», к которому я не раз обращался за консультацией в процессе, и он их очень хвалил. Вследствие чего, эти динамики были немедленно куплены.
Усилитель
Т.к. сабвуфер я изначально не планировал, то усилитель мне нужен был двухканальный, только для фронта. Был выбран MTX Thunder 102. При выборе я меньше всего смотрел на мощность, она для фронта вполне достаточная - заявлено 25Вт на канал при 12В, а в сертификате, прилагающемся к каждому усилителю МТХ, реальная измеренная мощность была указана более 50Вт – выше крыши. Так что больше внимания я обращал на быстродействие, разделение каналов и кроссоверы. Этот усилитель имеет все необходимые средства для дальнейшего развития системы – линейный выход для передачи сигнала на другой усилитель, ФВЧ (2 порядок) и ФНЧ (4 порядок) как для выходов на динамики, так и для линейного выхода, в диапазонах 40-200Гц. Входная чувствительность регулируется отдельно для левого и для правого канала. Это единственный компонент системы, который был куплен новым.
«Голова»
По деньгам хотелось уложиться в 200 зеленых. Пока я мучался выбором между новыми Пионером DEH-3300 и Кларионом-не-помню-уже-модель, набрел в интернете на объяву о продаже уникального аппарата Alpine-7887R по цене $200. Уникальность заключалась во встроенном в «голову» чейнджере на 3CD, минусами являлись единственный линейный выход и очень плохое отношение к CDR. Но мне изначально нужен был только фронт, да и усилитель имел линейный выход, если понадобится развивать систему дальше, а CDRов у меня было совсем чуть-чуть. Поэтому эти минусы были проигнорированы, а аппарат после прослушивания и торга приобретен за $170.
Подиумы
Нексия – ужасная машина с точки зрения установки звука. Штатные места спереди расположены в торпеде, и рассчитаны на 10см динамики, от которых невозможно добиться приличного баса ниже 150гц. В тех самых местах, куда разумно установить динамики в двери, расположен мотор электрического стеклоподъемника. Как следствие, пришлось изготавливать выпирающие на 6 с лишним сантиметров подиумы. Обтянуть винилом в цвет обшивки не вышло – подходящий мне цвет, немецкого производства, тянущийся был у продавцов только в виде образца, на складах он закончился, и следующий завоз предполагался неизвестно когда. Обтягивать другим цветом или отечественным винилом не хотелось. По предложению Феликса подиумы были покрашены антигравием серого цвета из баллончика. Вышло дешево и сердито, поверхность чем-то даже напоминает винил. Обшивка дверей проклеена вибропластом, все подозрительные щели предварительно были замазаны герметиком.
Процесс установки
Все было произведено в 2 этапа. Первый этап провели, когда был куплен только усилитель, силовой провод, колба с предохранителем и «голова». В то время Феликс работал в крутой установочной студии над «Хаммером», поэтому с моей машиной занимались вечером, после работы, в техцентре на Кантемировской. Усилитель был установлен под переднее пассажирское сидение. Он там устроился прекрасно, даже еще осталось лишнее место, чтобы циркулировал воздух и охлаждал его. К усилителю было подведено питание. Поскольку Феликс в этот день случайно забыл взять с работы предназначенный мне линейный провод «Audiobahn», решили отложить установку «головы» на потом, а в этот вечер пообсуждали перспективы изготовления подиумов, я отдал Феликсу обшивки дверей и мы разъехались по домам.
Второй этап наступил, когда была куплена акустика, и изготовлены подиумы под нее. На этот раз я пригнал машину Феликсу утром на Кантемировскую, и вечером приехал смотреть на то, что получилось. А вышло несколько обломов: 1) мидбасы начали хрипеть. Но после включения ФВЧ на усилителе примерно на 65Гц, все успокоилось. 2) «голова» долго не хотела читать судейский диск Феликса (CDR), но в итоге у нее это все же получилось. 3) У «головы» не работал левый канал линейного выхода. Поскольку предыдущий хозяин клялся и божился, что к усилителю ее никогда не подключал, то сгореть там вряд ли что могло. Подозрение пало на провод линейного выхода с признаками перетертости. Но в этот вечер сделать было уже ничего нельзя, да и паяльника под рукой не было, так что я уехал c одним играющим каналом. В ближайшие выходные я съездил на митинский радиорынок, где подтвердили мой диагноз с проводом, и перепаяли его.
Апгрейд
Не успел я «расслушать» получившуюся систему, как в конференции Daewoo на auto.ru Илья «Банщик» объявил о распродаже музыки в своей Эсперо, занявшей недавно 2 место на соревнованиях по автозвуку, в связи с апгрейдом машины. Как только я увидел слово «Morel CDM-54», моя рука сразу же потянулась к телефону. Купольные среднечастотники Morel должны были отлично подружиться с Macrom-ами SE, при помощи кроссовера Morel MX 3.0. Цена вопроса была $120, за среднечастотники с трехполосными кроссоверами. Чувство Халявы не давало мне покоя, и в тот же день после краткого прослушивания все это было снято с машины Ильи и приобретено мною.
Заодно Илья продавал сабвуфер МТХ 6124, в самодельном закрытом ящике объемом 35л. Это заставило меня задуматься. Выявленная особенность Macrom-ов - невозможность играть в широкой полосе, и необходимость их «подрезания» довольно высоко приводила к некоторому недостатку нижнего баса. Стоимость изготовления нового ящика для нового сабвуфера меня не радовала, а тут предлагался готовый ящик с 12” головкой, сделанный специально для Дэу Эсперо. Но войдет ли ящик, рассчитанный для Эсперо, в багажник Нексии? Оказалось, да! Габариты багажника у Нексии и Эсперо, несмотря на разные классы этих машин, оказались одинаковыми, и ящик после недельного раздумья перекочевал в мою машину в обмен на 140 убитых енотов.
После покупки сабвуфера в тот же день встал вопрос об усилителе для него. Было бы неплохо найти б/у усилитель, подумал я, желательно тоже МТХ, возможно D-класса. Залез на www.hands.ru и нашел объявление о продаже MTX 250D! На следующий день усилитель был приобретен за $200 вместе с линейными проводами SoundQuest.
На этот раз я решил присутствовать при установке новых компонентов в машину. Первым делом были установлены новые кроссоверы и подключены «серединки». Звучание средних частот несколько улучшилось. «Серединки» были установлены в штатные места в торпедо. Далее мы приступили к настройке сцены при помощи судейского диска FSQ.
В результате твитеры отвернули немного на стекло (они занимали временное место на стойках, закрепленные на пластилине), перекинули фазу правого канала целиком. Попытки приподнять и поворачивать в разные стороны «серединки» к улучшениям не привели, так что они так и остались в торпедо (на то они и купольники – диаграмма направленности излучения очень широкая). В процессе дальнейших экспериментов было сделано неожиданное для меня открытие – салонное зеркало нехило ухудшает сцену, видимо из-за того, что его задняя поверхность неплохо отражает звук, причем отражает неравномерно, т.к. зеркало повернуто в сторону водителя. Попробую обклеить его карпетом, чтобы уменьшить его отражающую способность.
Сабвуфер был прикручен саморезами к каркасу заднего сидения, как и задумывалось в его конструкции, а его усилитель - к задней стенке сабвуфера. Питание протянули от стоявшего под передним сидением фронтального усилителя. С его же линейных выходов взяли сигнал (напомню – у моей «головы» всего 1 пара линейных выходов). Частоты между фронтом и сабвуфером делит кроссовер фронтального усилителя. Границу раздела подняли с 65Гц до 85Гц. Низкие частоты отфильтрованы дважды – 4 порядком на фронтальном усилителе, и 4 порядком на сабвуферном. В результате бас ощущается однозначно спереди. Далее, с помощью трека с опорными частотами «на слух» выставили басовый эквалайзер на сабвуферном усилителе примерно на +7..8Дб на частоте 40Гц, и получили относительно ровную АЧХ в суббасовом диапазоне.
Напомню, сабвуфер изначально предназначался для Дэу Эсперо, где в заднем сидении есть «проем для лыж», который можно открывать и давать сообщаться динамику с салоном, в Нексии же сидение цельное. Поэтому я вырезал в поролоне сидения 3 прямоугольных отверстия, чтобы сабвуферу «легче дышалось». Можно было бы вырезать один большой квадрат, но я решил все-таки оставить «ребра жесткости», чтобы пассажир, севший посередине сзади, не проваливался.
Итоги после апгрейда
Теперь систему можно считать более-менее законченной. Ее общая стоимость составила около $1100. При этом экономия за счет приобретения б/у аппаратуры составила почти $900. Выводы о качестве звучания я буду делать после окончательной настройки системы, я собираюсь еще уделить этому время. После этого можно будет заняться изготовлением подиумов для твитеров, креплений для «серединок», облагораживанием багажника.
Hosted by uCoz